Заикание у детей

Заикание у детей

Заикание (логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

Причины заикания:

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.

В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Что делать, если ребенок заикается?

Лечение заикания у детей проводится совместно психологом, логопедом и педиатром.

Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Важно назначение ребенку физиотерапевтических процедур: бассейн, массаж, электросон.

Психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием, помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

Занятия у логопеда помогают ребенку быстрее справиться с заболеванием.

Занятия у логопеда

Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения. Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика. Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос, это может лишь усугубить заикание.

Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

Преодоление заикания с возрастом становится более сложным вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет его результат. В результате лечения 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания; 30% имеют остаточные явления; 20% школьников излечиваются полностью; у 80% – улучшение речи разной степени.

Заикание у детей

Заикание: что это такое

Заикание (логоневроз) – это распространенное нарушение речи, проявляющееся в многократном повторении слогов или звуков, а также целых слов. Патология может проявляться удлинением слогов, остановкой речи. Проблема заключается в возникновении судорог в дыхательных мышцах и мышцах, которые участвуют в образовании звуков. Заикание сопровождается нарушением дыхания.

Несмотря на то, что механизм заикания до конца не определен, патология успешно поддается лечению. Методики терапии бывают разными. Одни подразумевают традиционные способы лечения, другие – инновационные. Однако и те, и другие способы навсегда избавить человека от заикания.

От такого нарушения речи сегодня страдает примерно 4% детей. При отсутствии своевременного лечения в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы при общении со сверстниками, появятся комплексы. Заикание станет причиной формирования замкнутого характера. Некоторые взрослые продолжают жить с заиканием, так как не могут осмелиться обратиться за помощью к специалисту. Однако это эффективный и единственный шанс избавиться от патологии.

Причины заикания

К развитию заикания приводят как врожденные, так и приобретенные факторы. К врожденным относятся:

  • Патологии плода, которые возникли во время беременности.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Проблемы, возникшие при родах, например, травмы или преждевременные роды.
  • Особенности личности, которые проявляются в повышенной возбудимости и нервозности.

Спровоцировать патологию могут и приобретенные дефекты:

  • Травмы головы.
  • Психологические травмы.
  • Перенесенные патологии.
  • Особенности развития полушарий головного мозга, при которых нарушение речи проходит само.

Некоторые дети могут перенять особенность речи другого человека. Например, если в семье кто-либо заикается, то ребенок может начать копировать речь взрослого, в результате чего начинает заикаться. Такое поведение никак не связано с патологией и называется “ложным заиканием”.

Признаки заикания

Патология проявляется основными симптомами, при наличии которых специалист может поставить такой диагноз как заикание. Так, при подобном нарушении речи человек выдерживает паузы между звуками, многократно делает слогово-звуковые повторы. В процессе речи происходит спазм речевого аппарата, вследствие чего пациенту сложно дышать.

Заикание – патология, которая сопровождается дополнительными симптомами, такими как слезливость, агрессия, нервозность. Часто дети на фоне заикания становятся замкнутыми, так как боятся стать предметом насмешек со стороны ровесников. Малыши могут проявлять нежелание ходить в детский сад или играть с другими детьми. У детей с заиканием могут развиться патологии нервной системы, например, нервный тик. У некоторых детей заикание сопровождается нарушением сна, отсутствием аппетита, проблемами в работе ЖКТ.

При отсутствии своевременного лечения патология может стать причиной задержки развития, отсутствия желания общаться со сверстниками, формирования замкнутости. В более взрослом возрасте люди с заиканием испытывают трудности во время устройства на работу.

Виды заикания

Заикание бывает патологическим и невротическим. В первом случае нарушение речи врожденное и обусловлено генетикой. Во втором случае заикание появляется после перенесенного заболевания, получения травмы или в результате сильного испуга.

В зависимости от характера проявления, заикание делят на следующие формы:

  • Клоническая – форма патологии, при которой пациенту трудно проговаривать слоги или отдельные буквы.
  • Тоническая – патология, характеризующаяся сильным растягиваем гласных звуков, а также длинными паузами между словами.
  • Комбинированная – наиболее тяжелая, сочетающаяся в себе сразу и клоническую, и тоническую формы.

Также существует еще одна классификация патологии, которая отражает степень постоянства симптомов. Так, заикание бывает:

  • Стабильным – проявляется постоянно.
  • Нестабильным – появляется только в том случае, если человек сильно взволнован или испытывает стресс.
  • Циклическим – при такой форме пациент может говорить спокойно иногда, но после этого заикание вновь появляется.

Как вести себя родителям, если ребенок заикается

Определить причину появления у ребенка заикания, а также назначить корректное лечение может только врач. Однако близкие малыша играют важную роль при устранении патологии. Родители должны знать, как веси себя с ребенком, чтобы процесс лечения был более быстрым и эффективным.

  1. Следите за тем, чтобы эмоциональные нагрузки на ребенка были умеренными. Постарайтесь сократить время просмотра телевизора, оградите малыша от агрессивных игр и громкой музыки.
  2. Проводите больше времени с ребенком, читайте ему сказки, старайтесь, чтобы времяпровождение вызывало у него только положительные эмоции.
  3. Если ребенок любит слушать музыку, то пусть она будет спокойной.
  4. Установите режим дня для ребенка, контролируйте его отдых, регулярно выезжайте на природу, гуляйте на свежем воздухе.

Ни в коем случае нельзя ругать малыша, если дефект долгое время не поддается лечению. Наоборот, важно поощрять ребенка, хвалить его за старания и терпение, всячески поддерживать кроху и создать в семье благоприятную доброжелательную обстановку на весь период устранения дефекта.

После того как заикание получится победить, родители должны постараться сохранить позитивную обстановку в семье. Только в таком случае будет минимизирован риск повторного появления заикания у ребенка.

Лечение

Специалист предварительно устанавливает причину появления патологии, после чего составляет комплексную коррекционную программу.

Коррекционная методика включает упражнения, направленные на нормализацию дыхания, а также контроль темпа речи. Дети в игровой форме выполняют вместе со специалистом несложные упражнения, поют веселые песенки и заучивают стишки, в результате чего происходит активная тренировки речевого аппарата.

К дополнительным методикам лечения относится массаж. Он необходим для общего расслабления организма и улучшения кровообращения. Также врач может назначить ребенку дыхательную гимнастику, цель которой заключается в формировании у пациента правильного дыхания.

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями.

Нейрологопедические занятия по коррекции заикания в нашем центре могут строиться на основе различных авторских методик: Чевелевой, Власовой и Рау, Шкловского, Волковой, Мироновой и др. Основными приемами логопедической работы при заикании являются дыхательно-голосовая гимнастика, релаксация напряженных артикуляционных мышц, речевые упражнения по ритмизации речи, нормализации ее темпа, выработке выразительной речевой интонации, логоритмические занятия.

Дети с заиканием, логоневрозом и даже запинками в речи должны быть обязательно обследованы нейропсихологом и логопедом.

Грамотная коррекция заикания, которая приводит к устойчивым результатам обязательно должна включать нейрокоррекционный комплекс мер (нейропсихологическую коррекцию, нейроакустические программы) и систему «правильных» логопедических занятий.

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры.

Нужно обязательно помнить, что кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области неропсихологии и развития зон головного мозга.

Именно там лежит корень проблем с запинками в речи.

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы и мозга.

В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Поэтому игнорировать запинки и «запускать» эту проблему ОПАСНО.

Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами – и всё это в последствие может привести к заиканию и запинкам в речи.

Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания напрямую связывается с внедрением в повседневную жизнь компьютерных игр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительные травматизации психики.

К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. Специалисты указывают на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью.

Заикание у детей

Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.

О заболевании

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.

Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Виды логоневрозов

Заикание у детейВ зависимости от причин, выделяют 2 формы заикания. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников.

Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов. Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, если вовремя его не начать.

В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания:

  • тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
  • клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
  • смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.

Симптом заикания

Впервые заикание проявляется в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:

  • ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.

Как правило, первые признаки проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.

После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.

Причины заикания

Заикание у детейГлавной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.д.

На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.

Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.

Диагностика заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» имеют огромный опыт в диагностике и лечении заикания различных форм. Они уделяют огромное внимание выявлению причин данных нарушений, чтобы радикально справиться с проблемой. Комплексный и персонифицированный подход позволяет рассчитывать на выздоровление в кратчайшие сроки.

Если ребенок заикается, в первую очередь следует идти к педиатру. При необходимости специалист даст направление к неврологу и психиатру. Эти врачи назначают обследование, чтобы выявить органические изменения в головном мозге, которые могут быть причиной проблемы. Также родителям придется обратиться к детскому психологу. Перед тем как поставить окончательный диагноз, каждый врач детально изучает анамнез, жалобы родителей, оценивает поведение ребенка.

Лечение заикания

Заикание у детейВрачи центра «СМ-Доктор» работают над лечением заикания комплексно. Применяют сразу несколько методик, чтобы повысить шансы пациента на полное выздоровление. Для устранения симптома могут назначать:

  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию.

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению.

Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением. Врачи центра «СМ-Доктор» готовы прийти к вам на помощь, даже в самой непростой ситуации!

Заикание – распространенная патология у детей, которая может возникать в силу многих причин. Она может быть врожденной или приобретенной. Зачастую такой дефект становится причиной проблем в коммуникации, замедляет личностное и интеллектуальное развитие ребенка, провоцирует комплексы и стеснение. Важно понимать, что лечение заикания у детей возможно – сегодня существует несколько зарекомендовавших себя подходов и передовых методик терапии. Успех лечения зависит от того, насколько рано будет обнаружена патология и своевременно начаты меры коррекции.

Что такое заикание

Заикание, или логоневроз – нарушение речи, которое состоит в частом повторении отдельных звуков, слогов или слов. Иногда больной не повторяет, а удлиняет звуки/слоги. К проявлениям заикания также относят частые остановки или «нерешительность» речи.

Ребенок, страдающий заиканием, испытывает затруднения при внезапном нарушении функции речевых органов и центров во время разговора. Проблема может быть вызвана судорогами мускулатуры, участвующей в формировании звуков, а также дыхательных мышц. Это приводит к тому, что больной страдает и от нарушений дыхания, чувствует внезапную нехватку воздуха.

Причины заикания

К заиканию могут привести внутренние и внешние причины. К основным врожденным факторам относят следующие:

  • патологии при беременности матери (гипоксия, перенесенные инфекции, нехватка питательных веществ и др.);
  • родовые травмы, преждевременные роды;
  • наследственная склонность;
  • повышенная нервно-эмоциональная возбудимость.

Приобретенных причин больше, они могут быть следующими:

  • психотравмы (состояние горя и потери, дефицит внимания и пр.);
  • физиологические процессы – в этом случае заикание проходит, когда компенсируется недостаточное созревание полушарий головного мозга после 5-летнего возраста;
  • перенесенные инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит и др.);
  • черепно-мозговые травмы (сотрясения, ушиб головного мозга и т. д.).

Детское заикание может быть ложным: ребенок подражает заикающимся взрослым. О ложном заикании говорят, когда происходит копирование манеры речи значимого взрослого, а истинного заикания нет.

Симптомы

Основные признаки нарушения речи состоят в следующем:

  • спазмы речевого аппарата при произнесении ребенком звуков;
  • затяжные паузы между произносимыми звуками;
  • повторение слогов и звуков, слов.

Однако выделяют и косвенные признаки, сопровождающие основные симптомы. К таковым относят:

  • раздражительность;
  • проблемы с коммуникацией, избегание общения;
  • агрессивность;
  • слезливость, обидчивость.

При диагностике заикания у детей врач уделит внимание психологическому состоянию. Сопровождать недуг может замкнутость, отказ от общения со сверстниками и взрослыми, нервные тики, страхи, тревожность, фобии и пр. Иногда ребенок, страдающий нарушением речи, может также мучиться от бессонницы, сниженного аппетита, расстройства функции желудочно-кишечного тракта.

Если заикание не лечить вовремя, есть вероятность развития социофобии, ночного энуреза и других недугов. Родители должны понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, принимать меры необходимо, чтобы недуг не оставил отпечатка на личности ребенка. При отказе от мер коррекции дети могут испытывать трудности с выстраиванием отношений с окружающими, часто возникают задержки развития.

Виды заикания у детей

По проявлению различают такие формы заикания:

  • тоническая: характеризуется затяжными паузами, растягиванием гласных звуков;
  • клоническая: в этом случае ребенок не проговаривает отдельных букв или слогов;
  • комбинированная: такой недуг является наиболее сложным, в нем сочетаются признаки обоих видов.

По времени и постоянству проявления выделяют три вида заикания:

  • стабильное. Оно также называется привычным, проявляется постоянно;
  • нестабильное. Заикание в этом случае сопровождает стресс, ситуации повышенного эмоционального фона;
  • циклическое. Для такого вида заикания характерны периоды затишья, когда ребенок говорит спокойно, и эпизоды заиканий.

Рекомендации родителям

Лечение заикания у детей, как и выявление причин речевого дефекта, осуществляет врач. Но роль родителей в терапии очень велика. Важно правильно себя вести и соблюдать следующие рекомендации врача:

  • сведение к минимуму эмоциональных нагрузок. Откажитесь от агрессивных игр, прослушивания громкой музыки, длительного просмотра ТВ или пребывания ребенка за компьютером;
  • спокойный досуг. Прививайте ребенку любовь к классической музыке и добрым мультфильмам, играйте в спокойные игры, читайте сказки, старайтесь получать вместе положительные эмоции и впечатления;
  • контроль режима. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно отдыхал, чаще гуляйте на свежем воздухе.

Доброжелательная обстановка дома важна на всех этапах лечения. Не рекомендуется ругать ребенка, кричать на него или смеяться, критиковать его результаты, если поначалу дефект сохраняется. Важно поощрять начало терапии и подбадривать малыша, стимулировать его доверительно относиться к врачу.

Позитивную атмосферу очень важно сохранять и после успешной коррекции заикания у детей. Только в таком случае можно достичь сведения к минимуму рисков рецидива.

Методы и особенности лечения заикания

Вопрос о том, где лечат заикание у детей, волнует многих родителей. Важно выбрать клинику, в которой возможна реализация комплексного подхода. Терапией должен заниматься и основной врач – логопед-дефектолог, и невролог, психолог при необходимости.

Основную программу коррекции составляет логопед в индивидуальном порядке. Он примет во внимание причины дефекта, возраст, социальное окружение, характер ребенка. Современные подходы базируются на нормализации дыхания, контроле темпа речи. Занятия проводятся в благоприятной атмосфере и игровой форме. Как правило, специалист принимает активное участие в процессе – совместно с ребенком читает стихи, поет песни, тренирует речевой аппарат иными упражнениями.

К дополнительным методам коррекции относят:

  • массаж: позволяет расслабиться, улучшить кровообращение, снять спазмы мускулатуры;
  • дыхательная гимнастика: ее задачей является нормализация дыхания.

Возможно занятие с физиотерапевтом и обучение приемам гимнастики, чтобы ребенок продолжал заниматься дома.

Медикаментозная терапия актуальна в тех случаях, когда причиной детского заикания выступил стресс/травма. Врач назначит препараты с седативным действием. В тяжелых случаях могут быть назначены транквилизаторы, противосудорожные медикаментозные средства. Легкая медикаментозная терапия может сопровождать основные методы коррекции. Комплексный и, что немаловажно, командный подход позволяет получить внушительные результаты – улучшение состояния и устранение дефекта.

Преимущества лечения заикания в клинике «Семейный доктор»

Лечением заикания у детей в Москве успешно занимаются специалисты клиники «Семейный доктор» − логопеды-дефектологи, неврологи, психологи, психотерапевты. Мы предлагаем комплексную всестороннюю диагностику, точное выявление причин речевого дефекта, командный подход в решении проблемы. Современное оснащение точным надежным оборудованием позволяет нам проводить диагностику и лечение в короткие сроки. Врачи с многолетним стажем работы окажут помощь в случаях любой сложности, а также найдут подход к маленьким пациентам.

Для записи на удобное для Вас время, позвоните по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , заполните форму on-line записи или обратитесь в регистратуру клиники.

Причины возникновения заикания

Причин возникновения заикания может быть несколько:

  1. внутренние причины;
  2. внешние причины.

К внутренним причинам относится:

  • нервная система родителей передается их детям, а именно: если родитель обладает быстрым темпом речи или наоборот заиканием — есть вероятность что это передаться ребенку;
  • на состояние нервной системы и на мозговые функции ребенка, которые отвечают за речь, могут негативно повлиять патологии во время беременности;
  • органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции;
  • болезни органов речи, а именно горла, гортани, носа.

К внешним причинам относится:

  • организм ребенка очень чувствителен к внешним факторам, особенно в промежутке до 5 лет! Но опять же, должна быть предрасположенность, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок и стрессов. Нужно помнить, что не стоит подвергать организм ребенка серьезным нагрузкам и стрессу!
  • заикание может появиться когда у организма ребенка возникает диссонанс, например: ребёнка-левшу переучивают в правшу. P.S. «По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются»;
  • нельзя позволять ребенку подражать заикающегося человека;
  • если ребенку не хватает родительского внимания в момент формирования его речи, то могут возникнуть проблемы.

Заикание у ребенка в 3 года

Если вы заметили, что у 3 летнего ребенка проявляется заикание, то необходимо следовать следующим инструкциям:

  • необходимо сделать так, что бы ребенок меньше говорил, старайтесь не задавать ему лишних вопросов — на которые хотите услышать ответ! Если ребенок вас о чем либо спрашивает ему необхдимо отвечать;
  • если у вас есть возможность отказаться от посещения детского сада, сделайте это обязательно и избегайте скопления людей;
  • займите ребенка настольными и прочими развлекательными играми, они отлично развивают мелкую моторику и успокаивают нервную систему;
  • обязательно обратитесь к хорошему детскому логопеду и невропатологу.

Главное не перегружайте ребенка — это может негативно на нем сказаться, необходимо с первых проявлений предпринять необходимые меры.

Эффективные методы лечения

Только в единичных случая заикание у ребенка проходит само. Так же в зависимости от степени заикания, может потребоваться прем медикаментов — которые нормализуют работу поврежденных отделов головного мозга.

Занятия у логопеда

Что бы занятия у логопеда были эффективны, комплекс упражнений должен быть разработан индивидуально именно для одного ребенка! На первых занятиях проводится комплексное обследование и выясняются сами причины возникновения заикания.

Только после обследования логопед составляет программу лечения — которая поспособствует процессу нормализации речи.

Если вы наткнулись на заранее подготовленные программы по лечению заикания — бегите из этого медицинского центра!

Точечный массаж

Основная цель точечного массажа — это прямое воздействие на определенные участки речевого аппарата и их стимуляция.

Дыхательные упражнения

Данный список упражнения подходит для занятий дома, их можно совмещать с игрой, что бы ребенку было интереснее.

Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа.

  1. Упражнение «ладошки» — руки надо согнуть в локтях так, чтобы ладошки были направлены вниз, при выпрямлении рук надо делать медленный выдох, при исходном положении — резкий вдох
  2. Упражнение «маятник» — наклон туловища вперед осуществляется на выдохе, выпрямление тела — на резком вдохе
  3. Упражнение «ушки» — ребенок должен наклонять голову, пытаясь достать ухом до плеча, при наклоне делается вдох, при исходном положении — выдох

Профилактика заикания

Соблюдая 3 простых правила, вы сможете предотвратить появление заикания у ребенка.

  1. соблюдайте режим дня, никаких ночных посиделок и ранних пробуждений, спокойный темп жизни способствует укреплению нервной системы;
  2. благоприятная, спокойная атмосфера в семье, если ребенок окружен уютом и спокойствием он ощущает надежность и у него не возникает тревога;
  3. вы должны научить ребенка выходить из различных стрессовых ситуаций, но без фанатизма.

Заикание у детейРечевые особенности могут стать источником многих неприятностей. Заикание доставляет серьёзные неудобства, негативно сказывается как в работе, так и в повседневном обиходе.

Современные методики позволяют успешно корректировать особенности произношения. Квалифицированное лечение заикания способно значительно улучшить качество жизни:

  1. Появляется уверенность в себе, повышается самооценка.
  2. Человек избавляется от скованности в общении, вызванной сложностями с выражением своих мыслей.
  3. Исчезает страх выступления перед большой аудиторией.

Методы лечения заикания зависят от индивидуальных особенностей и общего анамнеза заболевания. В нашем центре разработаны эффективные программы для пациентов всех возрастов.

Цены на услуги

Лечение заикания: (логопедический массаж ручной/зондовый/акупрессура/, дыхательная и артикуляционная гимнастика, голосовые и логоритмические упражнения, работа над речью, метроном)

Первичная консультация логопед – психолог:

Индивидуальное занятие 60 минут

Абонемент на 8 занятий (60 минут) с логопедом + 4 консультации психолога

Абонемент на 8 занятий (45 минут) с логопедои + 4 консультации психолога

Абонемент «Интенсив» на 1 месяц (ежедневные занятия с логопедом или психологом)

Лечение заикания у взрослых

Заикание у детей

Методика, которую мы используем, предполагает индивидуальные и групповые занятия. Цель проводимой терапии:

  • оказать пациенту всестороннюю, в том числе психологическую, помощь;
  • сделать занятия естественной частью жизни, не нарушая её привычного ритма;
  • научить человека принимать свою речевую особенность и взаимодействовать с ней;
  • обеспечить поддержку единомышленников, у которых сходные проблемы.

Лечение заикания у взрослых может проходить как в группе, так и на индивидуальных занятиях с логопедом. В процессе выясняется причина недуга и проводится работа по его устранению:

  1. Если в основе заикания у взрослых лежит психологическая травма или стресс, при лечении привлекаются специалисты-психологи и психотерапевты.
  2. Для постановки чёткой дикции и правильной артикуляции проводится работа по укреплению мышц речевого аппарата.
  3. Чтобы сделать речь плавной и проговаривать фразы на одном вдохе, проходят тренировки диафрагмального дыхания.
  4. Обучение правильной интонации позволяет начать говорить без запинок и сбоев.
  5. Работа с психологом помогает избавиться от тревоги и страха перед разговором.

Лечение заикания у детей

У малышей часто возникают различные речевые расстройства. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем выше шансы на успешный исход при лечении заикания у детей. Идеально, если вы приступите к занятиям не позднее, чем через полгода после выявления проблемы. Отличные результаты даёт лечение заикания у детей 2–4-летнего возраста. Результативность работы с подростками обусловлена особенностями пубертатной психики.

Логопедический центр «VOICE» в Москве осуществляет успешную коррекцию речевых особенностей у детей разного возраста. Разработаны специальные программы и техники по устранению дефектов речи. Стоимость лечения определяется специалистом на приёме.

При работе с детьми младшего возраста лучший результат дают игровые методики, которые активно используют наши педагоги. Взаимодействие с подростками происходит с учётом личностных и возрастных особенностей. Проводится работа по устранению речевых судорог и страха разговора.

Специалисты нашего центра обладают большим опытом и владеют широким спектром техник и методик лечения заикания. Дополнительную информацию можно получить на консультации.




Что включают в себя занятия в логопедическом центре «VOICE»?

Продолжительность курса лечения заикания — 6 месяцев. Начинаем с 4 раз в неделю и постепенно сокращаем до одного занятия. В течение всего периода обучения мы оказываем всестороннюю поддержку.

«Управляй речью» — как устроен курс и в чём его плюсы:

  1. Полгода эффективных занятий.
  2. Поэтапный переход от интенсива к закреплению.
  3. В группе не более шести человек.
  4. Занятия не нарушают привычный ритм жизни.
  5. Полный психологический комфорт.
  6. Возможность самостоятельно совершенствовать навыки.
  7. Гибкая оплата.

В процессе занятий по лечению заикания вы получаете:

  1. Общение с педагогом и одногруппниками.
  2. Отработку ораторских навыков и участие в выступлениях.
  3. Навыки управления заиканием и эмоциями.
  4. Улучшение качества общения и жизни в целом.

Набор в группы ограничен. Запись проводится только после приёма специалистом.

Стоимость одного месяца занятий — 21 500 рублей.

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2010 (Приказ №239)

Общая информация

Краткое описание

Протокол «Заикание (запинание)»

Коды по МКБ-10: F 98.5

Заикание у детей

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

— Подключено 300 клиник из 4 стран

— 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN — 1 рабочее место в месяц

Заикание у детей

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

  • Подключено 300 клиник из 4 стран
  • 1 место — 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN в месяц

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

По этиологии:

1. Невротическое заикание.

2. Неврозоподобное заикание.

По клиническим проявлениям:

I. Клоническая форма.

II. Тоническая форма.

III. Клонико-тоническая форма.

Диагностика

Диагностические критерии

Жалобы и анамнез: заикание, эмоциональная лабильность, повышенная раздражительность, утомляемость, снижение работоспособности, замкнутость, частая смена настроения, подавленность, головные боли во второй половине дня. В анамнезе психическая травма, перинатальная патология, перенесенная ЧМТ, нейроинфекция.

Физикальное обследование: исследование психо-эмоциональной сферы, неврологического статуса, речь с заиканием, различной степени тяжести и клинических форм (тоническое, клоническое, смешанное); исследование вегетативной нервной системы выявляет функциональные расстройства нервной системы, эмоциональная лабильность, явления цереброастении; минимальная церебральная недостаточность.

При невротических заиканиях в анамнезе — психотравмирующая обстановка, не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно чаще у детей 2-5 лет в период формирования развернутой фразовой речи у легковозбудимых, астеничных детей. Усиливается вследствие фиксации внимания на своем речевом дефекте, обычно сочетается с невротическими тиками, депрессией, эмоционально-волевыми нарушениями.

Неврозоподобное заикание обусловлено органическими поражениями ЦНС, вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, у больных с ДЦП и т.п. Неврозоподобное заикание может носить и наследственный характер, в этом случае у одних заикание прекращается или уменьшается к 10-12 годам, у других сохраняется всю жизнь. Независимо от того, чем вызвано неврозоподобное заикание, внешне оно выглядит примерно одинаково. Заикание не зависит от ситуации, монотонное, однообразное, больные не переживают по этому поводу, не борются с ним, заикание усиливается после психического или двигательного возбуждения, вследствие переутомления или соматического заболевания. Если внимание ребенка фиксируют на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается, этим неврозоподобное заикание отличается от невротического заикания.

Смешанная форма заикания — когда на неврозоподобное заикание наслаивается невротическое. Выражены цереброастенический синдром, навязчивые движения, задержка в психомоторном развитии, тики, нарушение сна.

Лабораторные исследования: без патологии.

Инструментальные исследования

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации биотоков мозга, исследование фоновой ЭЭГ, с гипервентиляцией и фотостимуляцией. Изменения электрической активности мозга неспецифичны. При невротическом заикании специфических изменений не выявляется, при неврозоподобных заиканиях — изменения характерные для органического поражения с повышенной судорожной готовностью.

Компьютерная томография головного мозга — по показаниям с целью исключения органического поражения головного мозга.

Исследование глазного дна, консультация окулиста.

ЭКГ — при астенических состояниях.

Показания для консультации специалистов:

1. Окулист — осмотр глазного дна.

2. Логопед — для назначения индивидуальных коррекционных занятий с логопедом.

3. Психолог — определение психологического статуса.

4. Кардиолог с целью исключения патологии со стороны сердечнососудистой системы.

5. ЛОР с целью выявления патологии со стороны ЛОР органов.

Минимум обследования при направлении в стационар:

— общий анализ крови;

— общий анализ мочи;

— кал на яйца глист.

Основные диагностические мероприятия:

— общий анализ крови;

— общий анализ мочи;

Дополнительные диагностические мероприятия:

— КТ головного мозга;

— УЗИ органов брюшной полости, почек и мочевого пузыря;

  • Авторская методика
  • Наши специалисты
  • Отзывы
  • Патент и сертификаты
  • Вопросы и ответы
  • Расписание курсов
  • Наши лицензиаты
  • Контакты

Комплексный курс восстановления речи при заикании

Вы узнаете:

  • Как наработать навык плавной речи без запинок
  • Как полностью восстановить речь
  • Как улучшить речь и дикцию
срок обучения
48/50 часов
старт занятий
ежемесячно

Профессиональные преподаватели

Наша команда логопедов и дефектологов постоянно повышает уровень своего профессионализма, принимает участие в семинарах, вебинарах, конференциях, разрабатывает, внедряет и публикует авторские методические разработки.

Только у нас в логоцентре проводятся курсы по восстановлению речи при заикании у детей и взрослых (авторская методика Шутовой Н.Г.), логоритмике, нейро-моторной коррекции, технике речи.

Курсы развития для детей

Занятия на баламетриксе, по логоритмике, технике речи, комплексной подготовке к школе, помогут нашим детям стать успешными в жизни!

Восстановление речи при заикании от автора методики

Натальи Шутовой

Заикание успешно поддается коррекции уже более 70 лет. Подходы могут быть разными: логопедическими, психотерапевтическими, медикаментозными, смешанными. Работа над избавлением от заикания длится от нескольких месяцев до 3-4 лет, в зависимости от сложности проблемы и вашего желания. Но пройти этот путь в одиночку практически невозможно, вам понадобится помощь логопеда-заиколога и психотерапевта. А если заикается ребёнок – то и всей семьи.

Методика включает в себя лучшие логопедические и авторские наработки, психотерапевтический подход к участникам. На 10-ый день курса без заикания говорят все: дошкольники, школьники и взрослые люди. Чтобы закрепить результат, по окончанию курса мы обеспечиваем консультационную поддержку очно или дистанционно.

Базовый курс восстановления речи при заикании позволяет за 10 календарных дней наработать навык новой, плавной и свободной речи без ступоров и запинок.

Профилактический курс, который крайне необходим для поддержания закрепившихся навыков плавной речи, а также для коррекции техники выполнения упражнений.

Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.

Логопедический центр для детей и взрослых «Академия речи» создан в 2014 году в городе Ульяновске логопедом-дефектологом с более чем 35-ти летним опытом работы Шутовой Натальей Геннадьевной. Центральное место в работе логоцентра занимает проблема заикания. Высокоэффективный авторский метод по восстановлению речи при заикании Шутовой Н. Г. за эти годы помог сотням людям от 3 до 50 лет заговорить легко и свободно. Сюда за помощью обращаются люди со всей России и стран СНГ.

В центре «Академии речи» также работают и с другими сложными речевыми нарушениями: задержками психо-речевого развития, алалиями, дизартриями, нарушениями письменной речи, общим недоразвитием речи и др. Для этого в центре внедряются новейшие разработки зарубежных и отечественных дефектологов и нейропсихологов: гидрогель, кинетический песок, элементы сенсорной интеграции, нейромоторной коррекции, баламетрикс, холодинамика и многое другое.

Ссылка на основную публикацию