Во сколько дети начинают говорить

Во сколько дети начинают говорить

Моисеева Ольга Борисовна

Стаж врачебной практики (лет): 10

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Когда большинство сверстников на детской площадке уже полноценно изъясняется, а свой малыш лепечет только «би-би» и «ав-ав», родители вполне объяснимо начинают переживать. Каковы могут быть причины запоздалой речи? Нужна ли врачебная помощь ребенку, который вовремя не начал говорить? Ответы – в статье.

Современная проблема детей-молчунов

В последние годы дефектологи, логопеды и психологи России всерьез встревожены неблагоприятной тенденцией: доля детей с дефектами речи увеличилась в разы. Зарубежные специалисты наблюдают у себя такую же статистику.

Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть масштабы современной проблемы ЗРР (задержки речевого развития). Дети в общем объеме заговаривают позже предыдущих поколений, и говорят хуже. В любой группе трехлеток в детсаду есть несколько «мычащих» малышей.

Главная ошибка большинства родителей – игнорирование проблемы. Многие мамы отдают развитие детской речи «в руки природы». Обычно решение подковывают доводами об упрямом характере или генетике, приводят примеры поздно заговоривших великих людей. Это крайне неверный подход.

Когда ребенок должен заговорить?

Если опустить динамику до года, речь должна в норме развиваться в следующей последовательности:

  1. К 1 году младенец осмысленно произносит слова из двух одинаковых слогов и односложные. А главное – он понимает, когда с ним говорят.
  2. В 1,5 года в лексиконе уже может быть не один десяток слов. Кроха учится их объединять в коротенькие вопросы или утверждения.
  3. 2 года – возраст, когда ребенок должен начать говорить в общепринятом понимании этого явления. К двум годам речь обогащается новыми словами и более сложными звуками. Дети уже говорят примитивными предложениями.
  4. В 3-4 года речь ребенка должна напоминать взрослую. Он может плохо выговаривать отдельные звуки, но должен более-менее слаженно общаться.

Это общие логопедические нормы. Конечно, сценарий развития детей может иметь индивидуальные особенности. И если ребенок не заговорил в 2 года, это не повод для паники. Но это повод посетить профильных врачей.

Причины позднего формирования речи

Если ребенок молчит в два, а тем более в три года, это проблема, корень которой родители должны искать как можно скорее. Причины запоздалой речи подразделяют на внутренние и внешние.

Внутренние факторы

Прежде чем обозначить молчуна как «просто особенного», стоит проверить, нет ли у явления психо-физических предпосылок. Причинами ЗРР могут быть:

  1. Нарушение слуха. Может возникать после тяжелых инфекций, сложных отитов и в результате травм.
  2. Генетика. Задержка развития может передаваться наследственно, иногда – в более сложной форме.
  3. Нарушения ЦНС. Проблемы центральной нервной системы обычно имеют врожденный характер. Причиной может быть неудовлетворительное здоровье родителей, сложности во время беременности или родов.
  4. Физический дефект. Частые явления: ринолалия (расщелина мягкого и твердого неба) и короткая уздечка (подъязычная связка).
  5. Задержка умственного развития. Затянувшееся молчание крохи может быть сопутствующим фактором тяжелых расстройств: синдрома Дауна, аутизма и др.
  6. Для того, чтобы подтвердить отсутствие физических и неврологических причин ЗРР, необходимо посетить: невролога, логопеда, психиатра, отоларинголога, стоматолога.

Внешние ограничители

Внешние причины ЗРР стоит поискать внутри семьи. Иногда ребенок не может начать говорить, если:

  • его и без слов прекрасно понимают;
  • в семье используются разные языки (билингвизм);
  • слова впитываются пассивным методом (из телевизора и гаджетов);
  • в доме напряженная обстановка (скандалы, крики), которая вынуждает кроху замкнуться;
  • его излишне опекают, не оставляя пространства для самостоятельности;
  • взрослые с ним не занимаются, не помогают развиваться.

Как родителям разговорить дитя

Если у ребенка наблюдается хоть какое-то отставание в разговорной речи от сверстников, нужно начать принимать меры еще до похода к врачам. Не стоит дожидаться 2,5 лет.

Задача родителей – помочь человечку адаптироваться в «говорящем мире», преодолеть психологический барьер. Для общения с билингвом на начальном этапе должен быть выбран один язык. В доме должна быть создана спокойная, здоровая атмосфера.

Нельзя подражать лепету и дефектам – даже с младенцем нужно говорить четко, по-взрослому. Следует также мотивировать его выражать свои пожелания словами. Не стоит бежать выполнять просьбы, сообщаемые невнятными звуками.

Мультики лучше заменить на чтение, живое общение, занятия на моторику, ролевые игры. Читать нужно медленно, с выражением. Полезно показывать картинки и подробно комментировать каждую деталь. В играх важно предоставлять крохе поле для самостоятельных действий и решений.

Мнение эксперта

Комментирует проблему логопед, психолог, кандидат психологических наук Светлана Коноваленко. Источник: https://www.mk.ru/social/2016/01/17/pochemu-sovremennye-deti-pozzhe-nachinayut-govorit.html

Количество детей с логопедическими дефектами и ЗРР увеличилось. И в наибольшей степени это связано со слабым здоровьем родителей. Если нет аномалий строения речевых органов, то большинство проблем с речью исходит от нарушений ЦНС. А формирование и развитие центральной нервной системы напрямую связано с состоянием здоровья родителей. Даже здоровый с виду новорожденный может иметь отклонения ЦНС той или иной степени.

Некоторые матери придерживаются мнения, что корректировать детскую речь до 5 лет не нужно. Это грубейшая ошибка. В пять лет дитя можно повести к логопеду, чтобы поставить дающиеся плохо отдельные звуки. Сложные дефекты и ЗРР важно выявить и исправить как можно раньше. Иначе высок риск, что дефекты останутся.

При своевременном обращении большинство речевых проблем поддается коррекции. Наиболее эффективна помощь, оказанная от 2,5 до 5 лет. В это время у человека происходит активное становление речи.

Во сколько дети начинают говоритьВ отличие от животных, люди обладают второй сигнальной системой. Это значит, что человеческий мозг может реагировать не только на звуки, но и устанавливать связи между ними и предметами (действиями), на слова, которые эти звуки заменяют.

Как дети слышат слова взрослых

Малыши с раннего детства так или иначе реагируют на слова окружающих. Например, если сопровождать какое-либо действие определенным словом, то девятимесячный ребенок «выучит» его. Например, при фразе «дай кубик» выполнит соответствующее действие, если ранее взрослый совершал такое же движение, приговаривая именно эти слова. В этом возрасте дети соотносят слова только с совершенно конкретным предметом. Если кубик окажется другого цвета или размера, то ребенок его не возьмет, поскольку не соотносит слово «кубик» с предметами кубической формы вообще.

В 12 — 18 месяцев

Ближе к году, если правильно воспитывать и развивать малыша, появляются характерные раздражители второй сигнальной системы:

  • обобщение;
  • отвлечение.

Ребенок начинает понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, разные по форме, размеру и цвету, но имеющие одинаковое назначение. То есть если мама попросит показать кису, то малыш укажет и на домашнее животное, и на картинку с изображением кошки, и на плюшевую игрушку. Для него слово уже оторвется от строго конкретного предмета (отвлечение), и будет обозначать его вообще на основе наиболее важных признаков (обобщение).

Это свидетельствует о том, что начала работать вторая сигнальная система. Фундаментом для нее является первая сигнальная система, значительный чувственный опыт, запас словесных обозначений, который ребенок накопил в первый год жизни. Чем больше впечатлений он получил, тем лучше проходит этот процесс.

От 1,5 до 2 лет

В этом возрасте активно развивается сенсорная речь. Голос и речь взрослого вообще являются сильным раздражителем для малыша с первых дней жизни и вызывает в основном у него приятные впечатления. Ласково разговаривая с ребенком, мать его кормит, переодевает, успокаивает. Подрастая, дети получают удовольствие от того, что родители с ними играют и общаются.

До двух лет речь взрослого помогает ребенку ориентироваться. Когда родители проговаривают свои действия, у малыша повышается интерес к ним, он лучше сосредотачивается, и все больше звуков и их сочетаний приобретает для него смысл, расширяется словарь. В результате он испытывает больше удовлетворения от общения со взрослыми.

Как видно, в течение длительного времени, почти до 1 года, ребенок в общем-то безразличен к значению слова. Затем, в 10-12 месяцев, по мере созревания мозговых структур, когда малыш накопил большой чувственный опыт, он уверенно реагирует на знакомое слово, независимо от контекста ситуации.

Чем больше разных связей он установил между предметом (действием) и словом, тем скорее он его запоминает. Специалисты рекомендуют давать ребенку все потрогать ручками, самому выполнить то или иное движение, поскольку тактильные связи формируются быстрее. Если ребенок просто слышит слово или видит в руках взрослого называемый предмет, связи устанавливаются медленнее.

Как ребенок до 1 года понимает речь взрослого?

Во время первого года жизни у ребенка закладываются важные предпосылки и условия речи, хотя ее овладения еще нет. Этот период называется довербальным.

  • Ребенок учится пониманию речи, то есть происходит развитие речевого слуха и пассивной речи.
  • Малыш учится произносить отдельные звуки и их сочетания. Развивается речевая вокализация, которая является предшественницей собственной активной речи.

Дети с рождения по-особенному относятся к звукам речи взрослых, обычно обращенная речь вызывает ответное оживление. В 3-5 месяцев они различают звуки речи и звуки, издаваемые предметами (игрушками, музыкальными инструментами). После 6 месяцев малыши могут уже дифференцировать сами речевые звуки по их тембру и тональности. Это очень важный момент, так как именно эти два компонента несут определенную смысловую нагрузку.

Важнейшее условие для овладения речью именно как средством человеческого общения – развитый фонематический слух. Благодаря ему мозг различает тончайшие оттенки звуков и фонем, что особенно важно, если изменение звуковой единицы влияет на смысл слова (например, «мак – рак»). Активное его развитие происходит в период 6-12 месяцев. К своему первому дню рождения ребенок начинает различать много слов из речи взрослых, понимая их значение.

  • Например, в 6-7 месяцев малыш при назывании предмета может находить его взглядом, поворачивая голову в ту сторону, где находится вещь.
  • Через месяц он в состоянии найти предмет при назывании в любом месте. Кроме того, по просьбе взрослого он выполняет простые действия, играет в ладушки, машет ручкой и т. д.
  • В 9-10 месяцев дети, услышав знакомые слова, находят взглядом уже несколько предметов, реагируют на свое имя поворотом головы, дают игрушку, которую у них в руках («дай»), приносят, если видят ее рядом с собой.
  • К 12 месяцам дети понимают слово «нельзя», если родители, останавливая некоторые нежелательные действия, произносят его всегда со строгой интонацией. Таким образом, можно через речь корректировать поведение малыша.

Что касается речевых вокализаций, то они могут появиться рано, еще до 6 месяцев. Это могут быть громкие эмоциональные вскрики, гуканье (короткие согласные), гуление (протяжные гласные звуки). Более-менее четкие звуки, которые называются лепетом, появляются позже, в 6-7 месяцев. Лепет к году превращается в длинные тирады, имеющие определенную интонацию, такое «говорение» всегда обращено к взрослому. Постепенно оно превращается в отдельные простые слова. Обычно у годовалых малышей наблюдается около 10 слов, которые имеют конкретный смысл («мама», «баба», дай»)

Как помочь ребенку научиться понимать речь?

  • Старайтесь, чтобы ребенок получил в течение первого года жизни как можно больше тактильных, визуальных и звуковых впечатлений. Важно, чтобы звуки были реальными, а не синтезированными игрушкой или аудиозаписью. Помните, телевизор не заменяет живого общения.
  • Как можно чаще разговаривайте с ребенком ласковым спокойным голосом, тщательно следите за соблюдением грамматических норм в своей речи, правильным произношением. Слова и фразы ни в коем случае не должны быть случайными.
  • Развивайте разные стороны речи. Рассматривайте вместе картинки, читайте малышу стихи и сказки, пойте ему песенки. Играя или занимаясь повседневными делами, неторопливо проговаривайте свои действия.

Самое главное – обеспечьте спокойную обстановку в квартире, ведь шум и крик мешают ребенку правильно воспринимать звуки и различать их.

Дата публикации: 18.05.2020. Последнее изменение: 04.11.2020.

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.

Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2 — 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный этап развития речи детей раннего возраста.

4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом

К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

Важно знать:

Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.

Как определить признаки нарушений речи у ребенка?

К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке

К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»

К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым

К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)

К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.

К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.

Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.

Возможные причины нарушений речи

  • Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
  • Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
  • Неблагоприятные роды.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
  • Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.

Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.

Важно знать:

Нарушения речи можно исправить – важно не упустить время!

Автор-составитель: Михнович О.Ф учитель-логопед

Когда ребенок начинает разговаривать — зависит от его общего физического и психологического развития. Тренировка речи начинается уже с первого месяца, а после полугода можно услышать отдельные слоги «ма» или «па».

До 6 месяцев закладываются основы речи ребенка. Если взрослые постоянно разговаривают с ребенком, называют вещи вокруг, когда держат его на ручках, проговаривают все свои действия, рассказывают стишки, потешки, поют малышу — его развитие идет намного быстрее и интенсивнее.

Во сколько дети начинают говорить

В каком возрасте ребенок начинает говорить

С первого месяца малыш сначала кряхтит, потом агукает, протягивает гласные. Внимательно слушает родных, пробует имитировать интонацию взрослых, отвечает на обращения к нему на своем, детском языке.

Во сколько дети начинают разговаривать (как формируется речевой аппарат).

Возраст малыша (в месяцах) Как развивается речь
1-3 Крик, протяжные звуки «бууу», «аааа», «гууу», «ууууу», отрывистые звуки «г», «н», «к», «д», начало гуления.
4-5 Смеется, поет (протягивает звуки, играет интонацией голоса), появляется мелодичное гуление «абу», «аба», «апу».
6 Лепечет, откликается на голоса родных, говорит отдельные слоги «ма», «ба», «та».
7-8 Если называют предметы, малыш ищет их глазами и может показать на них пальчиком. Если родители играют с ним, объясняют, может подражать звукам животных. Например на вопрос: «Как говорит собачка?» — отвечает: «Ав-ав!». В речи появляется больше смысловых слов-слогов.
9-11 Говорит простые слова из парных слогов, может сказать «мама», «папа», «кака».

Можно сказать, что возраст от 7 до 8 месяцев — это период, когда ребенок говорит первое слово. «Ав-ав», «муу», «би-би» — это первые слова из повторяющихся слогов, которым малыш пользуется осознанно. Во сколько дети говорят первое слово, зависит от темперамента ребенка, от того, насколько много с ним разговаривают, играют, уделяют ему время и внимание.

Период с 9 до 11 месяцев — это время, когда ребенок начинает говорить «мама», «папа», «баба». Он может подражать звукам «мяу», «гав», «мее», «бее». В дальнейшем речь все больше усложняется.

Во сколько дети начинают говорить

Как развивается речь ребенка после года

Возраст малыша (в годах) Как развивается речь
1-1,5 Ребенок может назвать близких членов семьи, показывает животных на картинках, на вопросы, где у него какая часть тела, показывает пальчиком, пытается называть сам. Если с увлекательной интонацией рассказывать малышу несложные стихи, он пытается их повторить.
2-3 Понимает простые односложные вопросы, выполняет просьбы, понимает запреты, может рассказывать простые стишки.
3-4 Активно пополняет словарный запас, говорит простыми короткими предложениями. Речь ребенка хорошо понимают уже не только родители, но и остальные взрослые.

Возраст, когда ребенок начинает говорить первые слова, очень индивидуален. В одной и той же семье, с теми же принципами воспитания, возможностью уделять много времени ребенку один малыш может заговорить очень рано, а его братик или сестричка могут сказать свое первое слово намного позже.

Почему малыш не начинает разговаривать

Если ребенок существенно отстает от общепринятых норм, возможно, ему нужна помощь. Педиатр даст направления к логопеду, неврологу и психологу, чтобы выяснить причину отставания.

Возраст, во сколько дети начинают говорить первые слова, не всегда зависит от интеллектуального развития малыша. Если в семье напряженная эмоциональная обстановка, часто кричат или грубо разговаривают, ребенок напрягается и не спешит участвовать в разговорах.

Если мама или бабушки понимают малыша без слов, они также лишают его самостоятельности в развитии речи. Малышу проще промычать что-то, показать ручкой или эмоционально погудеть, а за него перебирают все возможные варианты, на которые он может просто отрицательно покачать головой или кивнуть.

Нужно задавать дополнительные вопросы, иногда делать вид, что не понимаешь (даже если это не так), чтобы малыш проходил через трудности и развивался.

Что помогает ребенку в развитии речи Что тормозит развитие речи ребенка
• разговоры с ребенком;
• пальчиковые игры;
• развитие мелкой моторики, возможность играть с мелкими деталями игрушек, перебирать пальчиками мелкие вещи, давать рассматривать тактильные книжки и игрушки;
• атмосфера безусловной любви и защищенности;
• задавать ребенку больше вопросов, на которые нужно отвечать словами (например: это кто на картинке? Показывать на части тела и спрашивать: это что? Спрашивать названия животных и предметов вокруг);
• чаще обнимать, целовать ребенка, гладить, делать массаж.
• грубое обращение;
• тяжелая эмоциональная атмосфера;
• нет ощущения безопасности и безусловной любви;
• с ребенком мало общаются, нет возможности сформировать словарный запас;
• ребенку не дают возможность задать вопрос словами, предугадывая его желания, задавая вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет».

Иногда любящие, заботливые мамы сталкиваются с тем, что знают, во сколько лет дети начинают говорить, но не могут дождаться этого от своего ребенка. Никто не отменял индивидуального характера маленького человечка. Если малыш не торопится разговаривать, и по всем показателям его развитие в норме, нужно подождать. Не переживать, не торопить события. Продолжать заниматься, разговаривать, объяснять, читать книжки, показывать картинки, играть в пальчиковые игры. И вытягивать малыша на диалог, задавая ему вопросы, на которые можно ответить только словом, а не жестами или гудением.

Консультация для родителей
«Когда ребенок начинает говорить…»

Во сколько дети начинают говорить

Подготовила: учитель–логопед Авдеева Е.В.

Речь — одно из главных отличий человека от представителей животного мира. Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в общество. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.

Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка, но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько ребенок начал говорить — важно! Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.

Во сколько дети начинают говорить

и как интенсивно развивается их речь?

Речь ребенка до года

Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам. Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно— и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

Речь ребенка до двух лет

Период с года до двух — время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы. Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

Речь ребенка до трех лет

Период с двух до трех лет — время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том говорю». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение телевизором или аудиозаписями — должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

— к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

— к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов, не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

— к 2 годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;

— к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на проблемы в развитии.

Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, обратитесь за консультацией к специалистам (неврологу, логопеду, психологу, дефектологу). Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок, и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

Во сколько дети начинают говорить

Формирование речевого аппарата

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи – важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш – тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные “а” и “у”.

Во сколько дети начинают говорить

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание – и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение – “гу, агу”. Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: “гу” и “агу” – это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Когда дети начинают говорить, впервые произносят осознанно слова, предложения, долгожданные «папа» и «мама» — это, безусловно, надолго откладывается в памяти счастливых родителей. Когда ребенок начинает говорить, когда ему становится понятна речь взрослых, во сколько месяцев звучат его первые слова — об этом наша статья.

В каком возрасте ребенок начинает говорить

Во сколько дети начинают говорить

Первые годы жизни ребенка — это период ярких событий его стремительного развития.

  • в 1 — 2 месяца агуканье — первые протяжные и гортанные гласные а, у, о;
  • в 2,5 — 5 месяцев гуление — вариации уже освоенных гласных с еще не звучавшими согласными «агу», «гы», «бу», «аву», сопровождающиеся визгом и смехом от того, что у него все получается;
  • в 6 месяцев лепет — это уже отдельные слоги «ма», «па», «на», которые ребенок начинает говорить, а еще радость узнавания знакомых лиц;
  • в 7 — 8 месяцев количество произносимых звуков значительно увеличивается, он подражает животным, например, «ав», «му», «ме» и начинает понимать, что ему говорят, выполняет просьбы «дай ручку», «возьми мячик»;
  • в 9 — 11 месяцев в обороте уже около 10 простых фраз: «дай», «ляля», «баба», «мяу»; а также пока неосознанное произнесение слов «мама», «папа»;
  • в 1 – 1,5 года уже в ходу сочетания из простых слов и обращение по «всей форме» к маме, папе, деду, бабе; словарный запас увеличивается до 30 слов и знакомы все зверушки из иллюстрированных книжек, на которых малыш показывает пальцем по просьбе взрослого;
  • в 2 — 3 года дети отвечают на несложные вопросы, выполняют просьбы, рассказывают простые стишки;
  • в 3 — 4 года можно сказать, что дети начинают разговаривать; потому что это уже хорошо понятное и активное общение со сверстниками и со взрослыми.

Только успевай ловить радостные моменты!

Во сколько дети начинают говорить

Важно отметить, что эта информация, отвечающая на вопрос «Во сколько дети начинают говорить?» является ориентировочной. Сравнивая, во сколько ваш малыш заговорил и совпало ли это с первыми словами по норме, помните, что каждый ребенок уникален и неповторим, не волнуйтесь понапрасну.

Если ваш малыш не разговаривает, но хорошо понимает, что говорят ему, с интересом слушает вас, эмоционально реагирует на вашу речь, беспокоиться не стоит.

Почему ребенок долго не начинает говорить

Поводом для беспокойства в ожидании того, когда кроха заговорит, могут быть следующие моменты:

  • в 4 месяца не гулит, не реагирует на обращение близких, физически пассивен;
  • в 9 месяцев не проявляет интереса к ярким музыкальным игрушкам и часто плачет;
  • в 1,5 года не говорит простыми словами, не знает, как его зовут, а также как называются окружающие его предметы;
  • в 2 года не может ответить на несложный вопрос, не пытается повторить за взрослым легкую фразу;
  • в 3 года не разговаривает простыми предложениями.

Это тревожные симптомы, поэтому визит к педиатру, неврологу, отоларингологу откладывать нельзя.

К причинам отклонений речевого развития относятся:

  • нарушение слуха;
  • нарушение зрения;
  • поражение головного мозга вследствие тяжелых заболеваний, травм, падений;
  • слабое развитие органов артикуляции.

Причинами также могут быть неблагоприятная атмосфера в семье, где частыми являются ссоры, где малыш обделен вниманием и предоставлен сам себе, где мало положительных эмоций. Установить настоящую причину отсутствия или нарушения речи поможет врач. Работая над проблемой сообща, вы обязательно ее решите и ваш малыш, пусть и с опозданием, обязательно научится говорить!

Во сколько дети начинают говорить

Много забот у родителей. Особенно, если в семье первенец и еще нет опыта. И вопросов много, самых разных.

Ответы на часто задаваемые родителями вопросы

Как дети начинают говорить?

Сначала неосознанно, когда произносимые звуки — это результат голосовых реакций при случайно возникающих позициях речевых органов. Постепенно различается и копируется интонация речи окружающих людей. Затем — сначала слоги, а потом простые слова скорее звукоподражательного характера.

Ну, и по нарастающей: простые слова, произнесенные пусть и не очень внятно, но уже со смыслом, обращения к близким людям, яркая интонация, рассказывание простых стишков, и, конечно, знаменитые «зачем» и «почему».

Во сколько начинают говорить девочки и мальчики, есть ли разница?

По статистике мальчики начинают разговаривать позже девочек, приблизительно к 2,5-3 годам. Хотя это тоже индивидуально.

Как понять, что ребенок скоро заговорит?

Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он произносит слоги, подражает звукам живой природы, если он активен, жизнерадостен, слышит живую человеческую речь и является участником общения между близкими людьми, то не сомневайтесь — он должен вот-вот заговорить.

Если семья двуязычная, как это влияет на то, когда ребенок должен начать говорить?

Дети очень восприимчивы к языкам. Причем в возрасте до 5 лет изучение второго языка дается совсем легко. Освоение двух сразу, может, и повлечет некоторую задержку речи, но незначительную и неявную.

Какие еще дети начинают говорить позже?

Позже могут начать говорить слишком эмоциональные детки, потому что слова не могут «поспеть» за эмоциями. Слишком спокойные, они же и молчаливые, — больше слушают, размышляют.

Малыши, которых взрослые понимают без слов, выполняя все их желания, тоже не спешат учиться разговаривать. Или те, которые всего добиваются криком.

Как можно помочь ребенку быстрее заговорить?

  • Развивать мелкую моторику: всевозможные пальчиковые игры, конструкторы, лепка, пересыпание ручками круп и макарон, поделки с шишками, нанизывание бус, шнуровка и прочее творчество.

Во сколько дети начинают говорить

  • Уменьшить гиперопеку и гиперконтроль. Разрешите малышу самому познавать окружающий мир, не запрещая, а поддерживая его.
  • Приглашать к общению: задавайте вопросы, читайте стишки вместе, например, «гуси-гуси, га-га-га», хвалите за успехи.

Общайтесь с душой

Рано начинают говорить дети, которым много читают, поют колыбельные, с которыми постоянно и неустанно разговаривают на языке души. Знаете, это как? С любовью, с теплотой, душевно. На такой посыл трудно отвечать молчанием.

Во сколько дети начинают говорить

Волнующий вопрос возникает у большинства родителей: «Когда дети начинают говорить?». Первые слова малыша – большая радость для его близких. Они с нетерпением ждут момента, когда услышат «мама» или «папа». Если их ребенок после первого года не начинает произносить свои слова, большинство взрослых бьют тревогу, начинают появляться мысли, что с их малышом что-то не так.

Однозначного ответа на вопрос во сколько дети начинают говорить не существует. Специалисты успокаивают таких мам, объясняя, что речь должна развиваться поэтапно. Его первые слова появятся, когда ребенок будет к этому готов. Но все же есть усредненные нормы, на которые можно ориентироваться, чтобы понять, правильно ли формируется речь малыша.

[stextbox маму мучают сомнения, что с речью ребенка что-то не так, близкие начинают успокаивать, приводить в пример детей родственников, которые «молчали до 4 лет, а потом как заговорили сложными предложениями». Возможно, они правы. Но все же стоит пройти осмотр врачей и не терять времени даром.[/stextbox]

Нормы появления речевых навыков у ребенка

С момента своего рождения до 6 месяцев начинает закладываться фундамент речевого аппарата. В период первого полугодия кроха проходит несколько этапов:

  • В первый месяц малыш начинает проявлять реакцию на речь окружающих его людей. Это проявляется в том, что младенец перестает плакать, когда слышит голос мамы или папы.
  • К трем месяцам, младенец оживляется при общении взрослых и начинает в «гулить» в ответ. Малыш умеет проговаривать звуки «г», «к», «н».
  • К пяти месяцам малыш начинает искать источник звука, поворачивая голову в правильном направлении.
  • К 7-8 месяцам он начинает пытаться сказать отдельные слоги, например «ба», «ма», «па».
  • В возрасте 1-1,5 года умеет произносить несложные короткие слова.
  • В 1,5-2 года имеет в своем словарном запасе около 50 слов. Малыш начинает правильно повторять слова, услышанные от взрослых. Он пытается составлять небольшие предложения, похожие скорее на словосочетания.
  • В три года должен полностью понимать обращенную к нему речь. Уметь составлять короткие предложения, расширять свой лексикон.

Период между двумя-тремя годами является самым динамичным в становлении речевого аппарата. Личный пример родителей и окружающих взрослых важен для малыша. Нельзя смеяться над его речевыми ошибками, игнорировать просьбы объяснить значение тех или иных слов. Это приведет к снижению желания овладеть речью и научиться произносить сложные слова.

Во сколько дети начинают говорить

Существуют нормы, когда ребенок должен заговорить. На них ориентируются родители и специалисты, но утверждать, что они подходят для всех, невозможно. Каждый ребенок очень индивидуален.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать ниже, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка.

Что такое «гуление»

Первые гласные буквы могут появиться уже в 2-3 месяца. Гуление – когда ребенок начинает говорить агу, это смешивание гласных и согласных букв, появляющееся в период 5 месяцев. Малыш тянет звуки, повторяет отдельные буквы, иногда их сочетания – «уау», «ааааа», «ууууу».

В 4-5 месяцев начинают появляться согласные звуки – «г», «к», «м» и другие. К 6 месяцем он умеет проговаривать «бабабаб», «папапапа», «мамамама» и прочие аналогичные звуки.

[stextbox родители ошибочно думают, что это первые слова. Однако они не несут никакого смыслового значение. Так младенец тренируется говорить простейшие звуки. Более осознанно ребенок начинает проговаривать слова ближе к году. В это время появляется слова «мама», «баба», «папа».[/stextbox]

Что делать если есть задержка

Во сколько дети начинают говоритьНаличие задержки (отставания) в речевом развитии до полугода считается вариантом нормы. В этом случае не стоит паниковать. Подобное явление может быть продиктовано рядом причин и во многом зависят от родителей.

Как показывают исследования, около трети всех речевых задержек обусловлены наследственностью. Это означает, что у одного из родителей речевое развитие протекало похожим образом.

Также могут влиять осложнения при беременности или родах (при условии, что не нарушено моторное развитие). Если родитель замечает, что ребенок понимает обращенные к нему слова и может исполнять просьбы, волноваться об отставании не стоит. Обращаться за помощью к специалистам нужно если:

  • наблюдаются проблемы со слухом;
  • присутствует заторможенная реакция при обращении к нему либо реакция вовсе отсутствует;
  • присутствует отставание в физическом или моторном развитии;
  • проявляется пассивное поведение, ребенок старше 4 месяцев не оживляется при виде мамы, не машет ручками, не интересуется вообще никакими игрушками.

[stextbox есть подобные проявления, родителям нужно обратиться за помощью к педиатру по месту жительства, а он уже определит, нужна ли ребенку помощь невролога или других специалистов.[/stextbox]

Как могут помочь родители

Во сколько дети начинают говоритьКогда ребенок начнет говорить первые слова во многом определяется родителями. Взрослые должны уделять своему малышу достаточно внимание, заниматься с ним. Малыш овладевает речью и учиться говорить только тогда, когда слышит слова и речь взрослых.

Во время прогулок, нужно рассказывать, что видите вокруг себя, подробно это описывать (деревья, кусты, дома, машины и т.д). Желательно менять маршрут прогулок, выбирать тихие места, где нет громких раздражающих звуков. Для этого прекрасно подойдут парки, скверы.

Когда ребенок задает вопрос, нельзя их игнорировать. Необходимо постараться дать развернутый ответ на него. Когда малыш сталкивается с не знакомым ему предметом, нужно подробным образом объяснить ему что это такое и для чего он нужен.

Родители должны включать музыку, читать стишки. Рекомендуется читать сказки, заниматься с книгами. Это также будет полезным для изучения букв и умения читать.

Малыш может узнать буквы прежде, чем начнет хорошо говорить. Периодически стоит просить его описать что он делал, где гулял, что видел.

Развитие речевого аппарата

Когда дети начинают говорить определяется готовностью речевого аппарата. Его развитие зависит от того, насколько правильно занимаются с малышом взрослые. Мама и папа должны помочь сказать свои первые слова.

  • занятия лучше сопровождать стишками или песенками;
  • в общении лучше использовать короткие, понятные слова (сложные слова попросту игнорируется так-как они не понимаются им);
  • повторять родителям за крохой произнесенные им слова или звуки;
  • не стоит переходить на сюсюканье, речь взрослого должна быть четкой, внятной, правильной;
  • рекомендуется читать книжки, повторять потешки, поговорки, отрывки из песенок.

Нужно подобрать книжки правильно. Для годовалого ребенка гораздо интереснее будут книжки с яркими большими иллюстрациями. В более позднем возрасте он должен называть предметы, на которые указывает родитель. Важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Для этого нужно заниматься паззлами, конструкторами, сортировать мелкие предметы и проводить другие совместные занятия.

Ссылка на основную публикацию