Полисорб при рвоте у детей

Автор:

Рецензент:

Как помочь ребенку, если он хлебнул воды при купании

Даже у самых внимательных и осторожных родителей могут быть сбои в присмотре за маленькими непоседами. Невозможно же всегда одним глазом следить за малышом, чье любопытство порой заводит его туда, где опасно. Дети лишены инстинкта самосохранения, и иногда из-за этого может случиться большая беда. Например, если ребенок хлебнул воды, последствия этого могут быть довольно серьезными.

Чем опасно, если ребенок наглотался воды

Со стороны вроде все просто: хлебнул воды — значит надо ее удалить, причем немедленно. В реальности же все намного сложнее.

Важнейший момент — куда попала вода. Практика показывает, что прежде чем захлебнуться, ребенок проглатывает большое количество воды. Таким образом, единственная опасность здесь — заглатывание вместе с неочищенной водой различных болезнетворных микробов. Это могут быть ротавирусы, энтеровирусы, аденовирусы и т.д.

Тем не менее, с кишечными инфекциями бороться можно, особенно, если быстро обратиться к врачу. По крайней мере, до появления первых симптомов у родителей есть определенное время. Хуже, если вода попадает в дыхательные пути. В этом случае стремительно нарастают признаки утопления, ситуация становится угрожающей жизни и без проведения спасательных действий ребенок обречен.

Что делать, если вода попала в дыхательные пути

Здесь многое зависит от количества воды. Если это — эквивалент одного глотка, то откашлявшись, ребенок может избавиться от нее и полностью восстановиться. Если же ребенок хлебнул воды слишком много и захлебывается, ему необходимо оказать первую помощь:

  1. Извлеките малыша из воды, таким образом прекратив поступление ее в дыхательные пути.
  2. Если грудничок хлебнул воды при купании, положите его лицом вниз на свою левую руку (если вы правша), а правой рукой нанесите пять несильных ударов основанием ладони между лопаток. Внимательно наблюдайте за ротиком ребенка – из него должна вылиться вода.
  3. Переверните ребенка на другую руку, удерживая большим и указательным пальцами его головку, исследуйте ротовую полость, а также оцените дыхание.
  4. Если малыш задышал, возьмите его на руки, успокойте, дайте сладкого чая и обратитесь к врачу.
  5. Если дыхание отсутствует — начинайте реанимационные мероприятия, описанные ниже.

Если ребенок хлебнул морской воды, находясь вместе с вами на отдыхе, порядок ваших действий точно такой же. Единственная разница здесь может быть связана с его возрастом. Вы не сможете ребенка негрудного возраста долго держать на руке, поэтому его нужно обнять сзади, наклонить вперед и нанести те же 5 ударов основанием ладони между лопаток. Затем поместите сжатые «в замок» обе руки в то место, где сходятся ребра, и с силой резкими толчками 5 раз вдавите кулаки в живот по направлению к себе и кверху. Повторите эти две манипуляции несколько раз, пока малыш не прокашляется. Если ребенок не дышит, уложите его на спину и начинайте реанимационные мероприятия.

Что делать, если ребенок хлебнул воды и не дышит

Каждый человек должен знать, как спасти жизнь, если у пострадавшего остановится дыхание или сердце. Увы, в нашей стране это не распространено, но никто не мешает обратиться к любому врачу или фельдшеру скорой помощи и поучиться правильному оказанию первой помощи – непрямому массажу сердца и искусственному дыханию. Опишем порядок этих действий.

Вначале следует правильно уложить пострадавшего. Его положение – на спине, голову нужно максимально разогнуть назад, чтобы его рот открылся. Затем надо убедиться, что человек не дышит и у него не бьется сердце. Для этого приложите ухо к его рту, и вы почувствуете и услышите его дыхание и увидите, как его грудная клетка поднимается и опускается. Если этого нет, и перед вами ребенок, сделайте 5 выдохов по методу «изо рта в рот» или «изо рта — в нос и рот» (если ребенок совсем маленький). Выдохи должны быть плавные, ритмичные, а объем их должен учитывать меньшие размеры легких у малыша.

Только после этих 5 выдохов позовите на помощь и попросите вызвать «скорую», а сами вернитесь к пострадавшему. Определите наличие пульсации на сонной артерии (у самых маленьких пульс можно прощупать на плечевой или бедренной артерии — попросите любого врача показать эти места). При ее отсутствии начинайте непрямой массаж сердца, чередуя его с искусственным дыханием в соотношении 30 нажатий на грудную клетку к 2 выдохам.

Нажимать у грудничков нужно двумя пальцами, у детей до 12-14 лет — основанием ладони одной руки, у детей более старших, как и у взрослых: ладонь одной кисти кладется на тыл второй, пальцы скрещиваются в «замок». Нажимать надо на 2 см ниже линии, проходящей через соски. Темп нажатий – 100-120 в минуту. Неспециалисту сложно правильно оценить ритм, и для этого профессионалы предлагают нехитрый трюк: запомните ритм песни группы Bee Gees «Stayin’ Alive». Он точно соответствует нужной частоте – пойте его про себя, чтобы не сбиться. Кстати, это поможет и перебороть нарастающую панику.

Если во время реанимации у пострадавшего началась рвота, прервитесь на несколько секунд и быстро поверните его голову набок — так содержимое желудка не попадет в легкие и не усугубит ситуацию.

Прекращайте реанимационные мероприятия только в трех случаях:

  • появление самостоятельного дыхания и сердцебиения;
  • прибытие бригады скорой помощи (уточните время начала реанимационных мероприятий);
  • истечение 30 минут с начала реанимации.

Как ни прискорбно, последний пункт исключительно важен для прогноза состояния. Дело в том, что даже идеально проведенные мероприятия могут обеспечить кору головного мозга кислородом лишь в течение получаса. После этого мозг начинает умирать, тогда, как сердце еще может заработать. Результатом «успеха» может стать живое тело с мертвым мозгом, восстановить который уже не удастся.

Итак, неважно, где хлебнул ребенок воды — в бассейне, на море или в ванне во время купания. Главное — не поддаваться панике и немедленно помочь ему. Сайт Добробут.ком рекомендует даже в случае полного успеха всех мер не откладывать визит к врачу, чтобы избежать отсроченных осложнений – пневмонии, кишечной инфекции, неврологических нарушений.

Ссылка на основную публикацию