Анатомия головы человека

Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом для дисциплины анатомия человека – анатомия головы и шеи по специальности «Стоматология». Пособие ориентировано на самостоятельную работу студентов

Несмотря на многообразие справочных и учебных пособий по анатомии, анатомии человека, все-таки сведений по анатомии отдельных органов/частей тела в многостороннем освещении недостаточно. Трудно найти сведения о клетчаточных пространствах и их содержимом. Это побудило авторов создать учебно-методическое пособие, посвященное наиболее трудной для изучения части человека — головы и шеи. В одном пособии авторы собрали данные о клетчаточных пространствах головы и шеи, отверстиях черепа и их содержимом, а так же в привели сведения о кровоснабжении тканей и органов головы и шеи. Пособие содержит 52 страницы сжатого изложения учебного материала в виде таблиц.

Описаны 14 клетчаточных пространств с указанием их топографии, границ и содержащихся в них кровеносных сосудов и нервов. На шее приведено 7 треугольников с их границами и содержимым. Здесь же приводится описание по указанной программе закрытых и открытых клетчатоточных пространств. В конце этого раздела приведены топографо-анатомические пространства, описанные клиницистами.

В разделе отверстий черепа описаны отверстия, каналы, ямки и полости черепа с полным описанием проходящих в них кровеносных сосудов и нервов.

Последний раздел посвящен рассмотрению вопросов кровоснабжения (артериальному и венозному), лимфооттока и иннервации мышц, слизистых оболочек, зубов, десны, головного мозга и т.д. Кровеносные сосуды, лимфатические узлы и нервы описываются в русской и латинской транскрипции.

Многолетний опыт преподавания данных разделов анатомии авторами показывает, что представленный материал охватывает очень сложные вопросы, которые с трудом осваиваются студентами. В данном учебно-методическом пособии реализован комплексный подход к описанию различных частей тела человека, в частности головы и шеи. Все это позволяет с успехом использовать данное учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов.

Пособие предназначено для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов.

В своем исследовании мы опирались на классификацию, по которой все формы черепа разделены на долихоцефалические, мезоцефалические и брахицефалические (R.Martin, 1928г). Измерялись головы 200 живых людей. Деление исследуемых на четыре возрастные группы проводилось с учетом принятых периодов роста черепа. Первая группа исследуемых включала в себя возраст от года до семи лет, вторая — от семи до тринадцати, третья — от тринадцати до двадцати-трех, четвертая — от двадцати-трех до шестидесяти. Учитывая морфологические изменения, происходящие с костями черепа в периоды от 1- 7 лет и 23-60 лет, мы сочли целесообразным дополнительно выделять периоды от 1-3лет, 3-7 лет, 23- 40 лет, 40-50 лет, 50-60 лет. Такое разделение необходимо для создания более полной картины изменения формы черепа в возрастном и половом аспектах.

В группе от 1-3 лет удельный вес брахицефалов среди мальчиков и девочек имел одинаковое значение (40%), наличие мезоцефалов не отмечалось, мальчики — долихоцефалы составляли 20%.

В группе 3-7 лет девочек брахицефалов значительно больше (41%), чем мальчиков (23%). В этот период отмечается рост количества мезоцефалов среди мальчиков (12%) и девочек (11%), что связано с увеличением поперечного диаметра. Среди долихоцефалов все также преобладают мальчики (11%)

В группе 7-13 лет резко сокращается количество мезоцефалов (2% среди девочек), что приводит к росту брахицефалов: мальчиков 48%, девочек 43%. Среди долихоцефалов на первом месте остаются мальчики (4%).

Интересными представляются соотношения в группе от 13-23 лет. Отмечается рост количества девочек с мезоцефалической формой головы (34%), в то время как мальчиков с таковой становится меньше(4%). Девочек больше и в группе брахицефалов (32%). Количество долихоцефалов среди девочек и мальчиков практически равное (5% и 7% соответственно).

С возрастом количество людей с мезоцефалической формой головы увеличивается. Однако у мужчин и у женщин этот процесс происходит неодинаково. В группе 23-40 лет заметен рост мезоцефалов среди мужчин и женщин. В то же время удельный вес брахицефалов среди мужчин больше (70%), а среди женщин увеличивается количество долихоцефалов (15 %), удельный вес мезоцефалов уменьшается.

В оставшихся двух возрастных группах постепенно увеличивается количество мезоцефалов среди женщин: в группе 50-60 лет их удельный вес составляет 53%.

Среди мужчин также можно выделить тенденцию к росту количества мезоцефалов. Так в группе 50-60 лет они составляют 53%. Однако, в отличие от женщин этот рост происходит с колебаниями: к тридцати годам отмечается постепенное увеличение удельного веса мезоцефалов до 25 % , затем к сорока-пяти их процент опускается до значения 20 %, после чего следует резкое увеличение до 58 %. Эти изменения сопровождаются такими же перепадами значений удельного веса среди долихоцефалов и брахицефалов. К периоду 30-40лет количество долихоцефалов уменьшается до 5%, в то время как количество брахицефалов увеличивается до 70 %. Вместе с тем уменьшение удельного веса мезоцефалов и брахицефалов в группе 40-50 лет сопровождается ростом его значения среди долихоцефалов до 13 %.

Таким образом, колебания количества долихоцефалов у мужчин имеет максимальное значение в двух возрастных периодах: 23-30 лет и 40-50 лет. У женщин можно выделить только один — 30-40 лет.

Изменение удельного веса мезоцефалов ярко иллюстрируют его динамику в группах брахицефалов и долихоцефалов. Кривая удельного веса мезоцефалов среди женщин более сглажена, чем у мужчин.

Можно предположить, что форма черепа не предопределяется в детстве, а изменяется в течение всей жизни. Причем происходит заметное увеличение поперечного размера черепа, что приводит к увеличению количества мезоцефалов и брахицефалов среди как мужчин, так и женщин. Однако, этот процесс происходит у различных полов неодинаково и имеет свои особенности в строго определенных возрастных периодах.

Череп, или скелет головы специалисты делят на две части – кости мозгового черепа и кости лицевого черепа. Мозговой находится над лицевым. На протяжении нашего роста внутри утробы матери скелет головы развивается также, как и органы чувств, дыхательные и пищеварительные пути, головной мозг. Череп образует своеобразную защиту, а также резервуар для головного мозга. Кроме того, он помогает органам чувств работать правильно и без сбоев. Благодаря его строению каждый из нас способен поглощать пищу, вдыхать и выдыхать, то есть насыщать организм кислородом. Из-за того, что наш мозг не стоит на месте, а развивается свод у черепа образуется достаточно выпуклый. Помимо этого, он находится на приличном расстоянии от самого головного мозга, как бы образуя крышу. По Анатомия головы человеканекоторым подсчетам объем черепной полости у обычного человека может равняться 1500 см 3 .

По своей природе кости свода достаточно плоские. Если рассматривать их с так называемой лицевой стороны, то можно заметить, что поверхность в большинстве своем ровная и гладкая. Теперь обратимся к изнанке. Несмотря на всю свою гладкость, ровной назвать ее сложно. А все из-за того, что именно изнутри расположились артериальные борозды, а также вены и извилины головного мозга. Из чего же состоит главная составляющая такой части нашего тела, как скелет головы – мозговой череп? Под ним подразумеваются клиновидная, решетчатая, лобная и теменная кости, а также парные височные и непарные затылочные. Что касается лицевой части, то она состоит из множества парных костей, а именно верхняя челюсть, небная, носовая и слезная кости, а также нижняя носовая раковина. Еще следует добавить несколько непарных костей – подъязычная, сошник и нижняя челюсть.

Конечно, обе части скелета головы должны обязательно соединяться между собой. Делают они это с помощью специальных швов, которые не позволяют им сильно двигаться. Но не все элементы черепа должны оставаться неподвижными. Некоторые из них просто обязаны шевелиться. К примеру, нижняя челюсть. Поэтому она и соединяется с черепом специальным суставом, позволяющим шевелиться при нашем желании. Еще одна важная часть организма, а именно орган слуха находится в височной части, а точнее в одноименной кости. Чтобы звуки с легкостью достигали нашего мозга, природа сделала слуховое отверстие широким. Следует помнить, что мозговой череп, а точнее его полость является некоторым продолжением позвоночного канала. Именно в нем и заключен такой важный элемент нашего организма, как костный мозг. Даже небольшое его повреждение может сделать из вполне здорового человека инвалида или вовсе овоща.

Между скелетом головы младенца и взрослого человека существует огромная разница. В первую очередь она заключается в размерах мозгового черепа. У ребенка он в 8 раз больше, чем у лицевого. А вот у взрослого всего в 2 раза. Кроме того, между собой части скелета у младенца соединяются специальной мягкой перепонкой. Людям она знакома, как родничок. Их местоположение у каждого одинаково, а именно у теменных костей, лобной и затылочной. С помощью таких родничков кости свода черепа получают возможность накладываться друг на друга. А это в свою очередь позволяет с легкостью пройти малышу через родовые пути. Роднички небольших размеров обычно исчезают, а точнее зарастают уже к 2 или даже 3 месяцам. Но наиболее большой – лобный, можно ощутить на протяжении первых полутора лет жизни малыша. Именно по истечению этого периода он зарастает, превращаясь тем самым в крепкий череп, который защитит ребенка от повреждений головного мозга.

Ссылка на основную публикацию